Запись - Семейные ценности чеченцев: застольный этикет и гостеприимство

Семейные ценности чеченцев: застольный этикет и гостеприимство




Как и у многих наций, обычаи и традиции семьи у чеченцев во все времена были и остаются на первом месте. Они, передаваясь из поколения в поколение, являют собой дух и ментальность этноса.

В семейном воспитании чеченцев существенная роль отводилась усвоению детьми домашнего порядка, устоев. Все стороны этикета достаточно четко были разработаны поколениями, о чем можно судить по правилам застолья. Так, младшим не полагалось раньше старших садиться за трапезу, разговаривать за столом. Члены малой семьи в отсутствие гостей принимали пищу вместе, а при гостях сначала накрывали на стол мужчинам, а потом ели женщины и дети. В больших семьях трапеза организовывалась по-разному: в одних случаях ели все мужчины вместе с отцом – главой семьи, затем кормили детей, а потом женщины (мать, дочери, снохи и т.д. ). Могли принимать пищу отдельно семейные пары: глава семьи со своей женой, сыновья со своими детьми.

Следует отметить, что чеченцы не одобряли разновременный прием пищи в семье, поскольку считали, что в доме не будет достатка и согласия, если каждый будет есть отдельно от других. Также существует поверье, что оставлять недоеденный кусочек хлеба, чурека или другую часть пищи нельзя, тем самым ты как бы оставляешь свое счастье. Думается, что старшие этим приучали детей к аккуратности и бережливому отношению к хлебу, что никак не могло относиться к разного рода суевериям.

Для чеченской семьи огромное значение имеет гостеприимство. В народной культуре, в пословицах, поговорках и сказках часто за основу берется эта тема. Причиной тому был старый уклад жизни. В горной местности, в опасных для жизни условиях, люди приглашали к себе домой путника, давали ему хлеб и ночлег. Так было принято в любой чеченской семье. Знакомый или незнакомый, если человек нуждался в крыше над головой, он получал ее.

Как говорят вайнахи (чеченцы и ингуши, - прим. автора), воспитанный человек заметен еще на подходе к дому, так как он начинает искать приспособление, чтобы очистить обувь. Это считается знаком уважения к очагу и его хозяевам.

Хозяина дома вызывали по имени или окликом, без его приглашения входить не только в дом, но и во двор считалось делом весьма предосудительным, даже для родственников. Гость подошедший к воротам и приглашенный в дом может дважды отказаться от приглашения. Если хозяин третий раз предлагает отведать положенный ему рицкъа (хлеб – соль, - прим. автора) и гость вновь отказался, то хозяин со спокойной совестью отпускает его.

Гостя, оставшегося на ночлег, не расспрашивали о причине и цели его приезда, пока он сам не расскажет. Через три дня после приезда гость терял этот статус и должен был либо покинуть дом, либо принимать участие в его непосредственной жизни, в хозяйственных работах.

Хозяин, принимая гостей согласно этикету, должен занять место, ближайшее к дверям, тем самым показывая, что он самый незначительный человек в доме. Также немаловажно, что хозяин за столом должен есть до тех пор, пока едят его гости. Прерывание трапезы первым считалось грубым нарушением этикета.

Провожая гостей, первым выходит хозяин. Он, как правило, не прощается с ними у порога, а провожает на некоторое расстояние. Не поворачивается к ним спиной пока они не оглянутся трижды или полностью не скроются из вида.

У чеченцев считается, что человек, побывавший хотя бы один раз в доме, является другом и доброжелателем для его хозяев. Отношение к гостям у чеченцев священно, ведь сам Посланник Аллаха (салляЛлаху алейхи ва Саллям) сказал: «Гость является проводником в Райские сады».

Истории
Комментарии 0
Пока нет комментариев
Извините, для вас комментирование недоступно
Ко всем записям

Поделиться ссылкой
Реклама

Создание сайтов в г. Грозном
Мы, студия “Вай Хостинг”, сделаем все возможное для того, чтобы сайт нравился вам и вашим клиентам